skip to Main Content

Прорасти в вечность. Дерево жизни как символ

В его ветвях гуляет ветер… листву ласкает солнечный свет… по стволу текут живительные соки…, а корни врастают в твердь земли…

Дерево жизни в разных традициях

Образ могучего и таинственного Древа давно превратился в символ вечной жизни. Каким его воспринимали и изображали в разное времена: несколько ярких примеров-  в отрывке из моего сборника «Тайные мгновения жизни», в котором говорится про универсальные (исконные, общечеловеческие) символы:

«Одним из самых универсальных символов, пожалуй, является Дерево жизни. Образ дерева, которое растет в райском саду, или дуб, вокруг которого «ходит кот ученый». Карл Густав Юнг в своей работе «Философское древо» проанализировал множество значений из разных эпох: от алхимиков до коренных народов Севера.


У якутов дерево о восьми ветвях –место рождения первого человека. Он был вскормлен женщиной, у которой только верхняя половина тела выступала из ствола дерева, — пишет он. -…Дерево сочетается не только с некой женской сущностью, но также со змеей, драконом, другими животными, как, например, Иггдрасиль (Мировое дерево в германо- скандинавской мифологии, -прим., автора), персидское дерево Гаокерена в море Ворукаша, или греческое дерево Гесперид, не говоря уже о стоящих и поныне индийских священных деревьях, под сенью которых, бывает, высятся дюжины нагьих (змеиных) камней.


Дерево имеет сложное строение. Змеи, драконы и прочие воспринимались как часть этой структуры, их образы появлялись как на древних изображениях, так и на современных произведениях искусства. В разных культурах этим символам уделяли важное место и пытались понять их сокровенный смысл. Одним из них являлась возможность познания. Концентрация на этом знании в отдельных традициях позволяла раскрывать смысл бытия.

И далее Юнг в той же статье поясняет, почему его так заинтересовали эти символы. Он рассматривал рисунки людей (пациентов), свидетельствующих о фантазиях на тему дерева, и сравнивал их со средневековыми описаниями алхимиков.


…судя по высказываниям создателей подобных изображений, легко проследить, что они пытались изобразить некий внутренний процесс развития, который не зависит ни от сознания, ни от сознательной прихоти. По большей части процесс этот означает соединение двойной пары противоположностей: низа (вода, чернота, змея, животное и т.д.) с верхом (птица, свет, голова и т.п.), а также левого (женского) с правым (мужским). Соединение противоположностей, которое в алхимии играет столь заметную, даже решающую роль, имеет то же значение и для психического процесса, инициируемого конфронтацией с бессознательным. Так что нас едва ли должен удивлять выбор похожих или вообще тождественных символов, —пишет Юнг.


То есть смысл этих изображений, созданных совершенно разными людьми, жившими даже в разные эпохи – совпадал».

Символ познания и вечной жизни

Такие символы обладают притягательной силой: как будто «воспламеняют» воображение. К.Г. Юнг заключает: разбираться с бессознательным стоит не только с целью исцеления при помощи психотерапевтической практики, но и с целью познания. Плоды этого знания, как и соки вкусных плодов реального фруктового дерева, наполняют живительной силой: смыслом для реализации внутреннего потенциала. Неудивительно, что именно дерево выбрали в качестве изображения источника вечной жизни.

 730 просмотров