skip to Main Content

Прорасти в вечность. Дерево жизни как символ

В его ветвях гуляет ветер, листву ласкает солнечный свет… по стволу текут живительные соки, а корни врастают в твердь земли…

Дерево жизни в разных традициях

Образ могучего и таинственного Древа давно превратился в символ вечной жизни. Каким его воспринимали и изображали в разное времена: несколько ярких примеров —  в отрывке из моего сборника «Тайные мгновения жизни», в котором говорится об универсальных (исконных, общечеловеческих) символах:

«Одним из самых универсальных символов, пожалуй, является Дерево жизни. Образ дерева, которое растет в райском саду, или дуб, вокруг которого «ходит кот ученый». Карл Густав Юнг в своей работе «Философское древо» проанализировал множество значений дерева разных обществ: от алхимиков до коренных народов Севера.


У якутов дерево о восьми ветвях – место рождения первого человека. Он был вскормлен женщиной, у которой только верхняя половина тела выступала из ствола дерева, — пишет он. — …дерево сочетается не только с некой женской сущностью, но также со змеей, драконом, другими животными, как, например, Иггдрасиль (Мировое дерево в германо-скандинавской мифологии, — прим. автора), персидское дерево Гаокерена в море Ворукаша, или греческое дерево Гесперид, не говоря уже о стоящих и поныне индийских священных деревьях, под сенью которых, бывает, высятся дюжины нагьих (змеиных) камней.


Дерево имеет сложное строение. Змеи, драконы и прочие воспринимались как часть этой структуры и появлялись как на древних изображениях, так и в современных произведениях искусства. В разных культурах им уделяли значительное внимание и пытались понять их сокровенный смысл. И один из них — возможность познания. Концентрация на этих символах в отдельных традициях позволяла раскрывать тайну бытия.

И далее Юнг в той же статье поясняет, почему его так заинтересовал данный символизм. Он рассматривал рисунки людей (пациентов), свидетельствующих о фантазиях на тему Дерева, и сравнивал их со средневековыми описаниями алхимиков.


…судя по высказываниям создателей подобных изображений, легко проследить, что они пытались изобразить некий внутренний процесс развития, который не зависит ни от сознания, ни от сознательной прихоти. По большей части процесс этот означает соединение двойной пары противоположностей: низа (вода, чернота, змея, животное и т.д.) с верхом (птица, свет, голова и т.п.), а также левого (женского) с правым (мужским). Соединение противоположностей, которое в алхимии играет столь заметную, даже решающую роль, имеет то же значение и для психического процесса, инициируемого конфронтацией с бессознательным. Так что нас едва ли должен удивлять выбор похожих или вообще тождественных символов, —пишет Юнг.


Значение этих изображений, созданных совершенно разными людьми из разных эпох, совпадает».

Символ познания и вечной жизни

Такие символы обладают необыкновенной притягательной силой и как будто «воспламеняют» воображение. Юнг заключает: разбираться с бессознательным стоит не только с целью исцеления при помощи психотерапевтической практики, но и ради познания.

Плоды этого знания, подобно сокам плодов реального фруктового дерева, как будто наполняют живительной силой: вдохновением для реализации внутреннего потенциала. Неудивительно, что именно Древо изображают как источник вечной жизни.

 851 просмотров