skip to Main Content

Звуковой символ: как найти свой бубен

Вокруг каждого из нас живут прекрасные традиции. Дети любят находить подарки под новогодней елкой, а когда вырастают – пекут блины на масленицу. Но случается найти традицию, которая точно многое изменит. Когда впервые услышала аутентичное звучание бубна, то душа как будто замерла, и тогда подумалось, что в будущем вновь смогу испытать это ощущение и сотворить те же звуки. Но воплотить задуманное получилось лишь через 9 лет.

Долгая дорога к бубну

Когда современные городские жители играют на бубне – очень древнем архаичном инструменте — складывается впечатление, что они как будто стараются пробудить нечто спрятанное глубоко внутри них самих и опереться на исконную традицию.

Искателю аутентичного звучания нужно осознать: с каким именно культурным наследием придется соприкоснуться, когда бубен у него появится. Ведь эти инструменты привозят из далеких регионов и стран, и они между собой имеют кардинальные отличия. В самых разных традициях к ним всегда относились с особым почитанием. Ученые называют бубен историческим памятником, отражающим древнюю культуру каждого отдельного народа. Сибирские народы, например, соотносили бубны со сложными символами, способными выразить мировоззрение шаманов. Инструменты различались рисунками, деталями, устройством, по способам изготовления, применения и другим признакам:

…У кетов бубен круглый, у селькупов — слегка овальный. У ненцев бубен был тоже круглый, но совсем иного устройства. …наблюдается постоянное повторение определенной формы бубна у каждого конкретного народа.

…Материалом для изготовления рукояти служило дерево (почти всегда береза), олений рог, моржовый клык, железо и иногда ремни. По форме рукояти представляли собой либо вертикальную пластину, либо крестовину. На обечайку натягивали кожу животного. Чаще всего это была шкура дикого (реже домашнего) оленя, лося, марала и т. д.

…По указаниям шамана мужчины наносили рисунки, передававшиеся по традиции от предков шамана; рисунки были строго определены для каждого народа. …от простых кругов, повторявших форму бубна, до сложнейших композиций (алтайские и хакасские бубны) с большим количеством антропоморфных и зооморфных изображений, рисунков деревьев, небесных светил и т. д. (Историко-этнографический атлас Сибири, АН СССР, 1961).

Если однажды случится озарение о том, что обязательно должен появиться свой бубен, то нужно понять:

  • Какой именно это должен быть инструмент;
  • Кто его изготовит;
  • Где найти такого мастера.

Чтобы ответить на все эти вопросы – именно мне понадобилось около 9 лет. Казалось бы, все просто: найти магазин этнических музыкальных инструментов и выбрать то, что приглянулось. Но так мы покупаем обычные вещи, а мне предстояла совсем иная история.

Однажды посоветовали поиграть на более доступном инструменте, к примеру, джембе. От преподавателя перкуссии узнала, чем отличаются барабаны и бубны, и от чего зависит то или иное звучание: от размера кожаной мембраны (но не только, на качество звука влияет многое: влажность воздуха и так далее). Впоследствии эти сведения учли при изготовлении моего инструмента, который теперь звучит именно так, как планировала, пока вслушивалась в различные обертона и тональности. Стало проще, когда выбор был сделан в пользу индивидуального заказа, а не покупки готового — с витрины или на ярмарке. Следующий шаг: найти мастера.

Музыкальные традиции

Помимо погружения в секреты мастерства по изготовлению бубнов, интересовалась музыкальными традициями народов Сибири, в том числе ханты. Читала этнографические исследования и беседовала с экспертами. И после того, как противоречия были отброшены, события развивались почти стремительно. В 2017 году удалось посетить праздник оленеводов в деревне Русскинской (Слет оленеводов, рыбаков и охотников с участием местных жителей ханты и приезжих туристов, проводится он каждый год весной, вблизи весеннего равноденствия: национальные состязания, концерт и ярмарка).

Во время концерта прозвучал тот самый звук… «услышала сердцем». Судьба свела меня с исполнительницей хантыйской музыки, и во время интервью для своей газеты я попросила порекомендовать мастера. Последующее знакомство с ним, заказ и изготовление бубна заняло около двух-трех месяцев.  Мастер постоянно проживает на своих родовых угодьях (стойбище) в Сургутском районе. Мне туда сложно было бы добраться, но невероятным образом помог случай: инструмент доставили в Сургут. Это событие к тому же осуществило желание, чтобы бубен был создан у меня дома, на родине. И спустя годы долгожданная «встреча» состоялась. Бубен у меня в руках. С того момента ощущаю себя по-иному, не описать как именно, но иначе.

Прошло примерно 4 года, и многое из происходящего в особенном для меня пространстве остается загадкой, это все еще таинство. Но каждый раз, когда я играю на бубне, – это случается в лесу, на берегу реки, у огня… в яркий солнечный день, и природа как будто мне приветливо откликается.